В 2020 - 2021 учебном году в основу воспитательной работы положена реализация воспитательной системы школы «Гармония развития», осуществляется через содержания:
1. Целевых программ воспитательной системы школы «Гармония развития»:
vпрограмма здоровьесбережения и физкультурно-спортивной направленности развития «Здоровым быть здорово!»;
vпрограмма профилактики асоциального поведения, правонарушений и детской безнадзорности «Образ жизни»;
vпрограмма сотрудничества семьи и школы «СемьЯ»;
vпрограмма духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания «Алтарь Отечества»;
vпрограмма формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни «Удивительное рядом»;
vпрограмма детского объединения "Надежда" (ученическое соуправление) ;
vпрограмм дополнительного образования;
vпрограммы пришкольного летнего оздоровительного лагеря "Росток".
2. Воспитательных систем классов.
3.Комплексного плана воспитательной работы.
4. Договоров о взаимном сотрудничестве с социальными партнерами.
Целью воспитательной системы является создание воспитательной среды, оптимально способствующей развитию ребенка с ограниченными возможностями здоровья с опорой на личностно-ориентированную педагогику для дальнейшей его успешной социальной адаптации и интеграции в социальные и трудовые отношения.
Задачами воспитательной системы являются воспитательные задачи школы, сформулированные исходя из основных направлений воспитания, представленных в Стратегии развития воспитания до 2025 года:
- поддержка семейного воспитания,
- развитие воспитания в системе образования,
- гражданское и патриотическое воспитание,
- духовно-нравственное развитие,
- повышение культурного уровня детей,
- расширение воспитательных возможностей информационных ресурсов,
- физическое развитие и культура здоровья,
- трудовое воспитание и профессиональное самоопределение,
- экологическое воспитание,
- поддержка общественных объединений в сфере воспитания,
- реализация программ воспитательной работы с учащимися,
- создание открытой воспитательной среды с использованием возможностей социума для обеспечения занятости школьников во внеурочное время, для дополнительного образования,
- внедрение социально-значимых проектов в школе,
- организация деятельности педагогического коллектива по обеспечению охраны жизни и здоровья воспитанников,
- организация оптимального воспитательного поля, единого коррекционно-воспитательного режима в школе.
Воспитательная деятельность учащихся и педагогов школы организована таким образом, что коллективные творческие дела объединены в воспитательные модули. В центре такого модуля яркое традиционное общее дело. Это позволяет создать в школе периоды повышенной творческой активности; задать четкий ритм жизни школьного коллектива, избежать стихийности, непредсказуемости, прогнозировать и отслеживать степень воспитательного воздействия; организовать действенную помощь классному руководителю; привлечь родителей, сформировать коллективные ценности. Данные модули позволяют решать вопросы важнейших направлений воспитательной работы:
- Личностное развитие:
• приобретение необходимых знаний и навыков;
• повышение регулирующей роли интеллекта в поведении учеников в разных ситуациях и разных видах деятельности;
• формирование правильной оценки окружающих и самих себя;
• нравственное отношение к окружающим.
- Охрана здоровья, физическое развитие:
• сохранение и укрепление физического здоровья;
• выравнивание нравственного здоровья;
• поддержания комфортного психологического климата в школе;
• проведение специализированных оздоровительных мероприятий, спортивных соревнований, организация мероприятия по пропаганде здорового образа жизни.
- Основы гражданского и патриотического воспитания:
• воспитание уважения к закону, нормам коллективной жизни;
• воспитание патриотизма на материалах краеведения, истории, традициях школы.
- Основы социализации и общения:
• овладение навыками культуры поведения и общения как необходимыми условиями социализации;
• повышение уровня воспитанности;
• выработка положительных качеств в процессе воспитания и социализации;
• ориентация на активную жизненную позицию.
- Творческое воображение, познавательные интересов:
• развитие потребности в творческом труде;
• развитие индивидуальных задатков и способностей;
• развитие чувственных мироощущений, потребности в прекрасном.
- Трудовое воспитание:
• воспитание отношения к учебе как к главному труду;
• трудотерапия – как метод реабилитации и успешной социализации в обществе, профориентация;
• развитие навыком самообслуживания; общественно-полезный труд.
По итогам воспитательной работы учреждения за 2019 –2020 учебный год с целью создания благоприятных условий для формирования основ базовой культуры личности, всестороннего развития психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовкой обучающихся к жизни в современном обществе перед коллективом ставятся следующие воспитательные задачи на 2020 –2021 учебный год:
- Формирование семейных ценностей, через организацию различных форм совместной деятельности с семьями обучающихся.
- Создание педагогических условий для реализации форм, методов и приёмов социально-коммуникативного развития ребёнка.
- Социализация учащихся, развитие навыков по самоуправлению, самоорганизации, формирование активной жизненной позиции, обогащение социального опыта ребёнка через реализацию проектной деятельности.
- Сохранение и укрепление здоровья учащихся, привитие навыков здорового образа жизни.
- Формирование гражданско-патриотического сознания и нравственной позиции учащихся; формирование нравственно-патриотических чувств к малой родине, через реализацию проектов с использованием материалов регионального компонента.
- Развитие познавательных интересов и творческой активности обучающихся.